Недавно начала оформляться мысль, рожденная из многих подводящих к ней ступенек. Снова о животном/хтоническом начале в человеке, наследии миллионов лет эволюции, во время которых почти все живое двигалось по схеме "нужно убить\съесть\размножиться быстрее других". Глубокая адаптация к этой схеме проявляется в каких-либо экстремальных ситуациях, где, безусловно, более полезна, чем "оцепенеть и стать жертвой". Вот только схема эта (назовем ее так) в своем самом примитивном и понятном виде всплывает либо в примитивной же ситуации, либо у людей с примитивным же внутренним устройством, у которых вся жизнь и есть эта самая длящаяся примитивная ситуация.

Сознание налипает на такие схемы аки песок на мокрый ботинок. А кого-то и вовсе по уши песком заносит, так, что до древней жестокости и древнего эгоизма единственного выжившего не докопаться. И приходится этому "злому" началу как-то дальше под песком расти, усложняться, трансформироваться, тянуться к человеку, чтобы соответствовать не животным программам, а человеческому сознанию. Идут новые витки, новые формы, новые соблазны, модели поведения, корни которых скрыты так глубоко, что порой цветок и сам не понимает, что из "рабочего" корня кровохлебки лекарственной он превратился в кровохлебку тупую, схему, которая не способствует даже первобытно-жестокому эгоистичному выживанию, а обслуживает более развитой механизм удовольствий, который так оторвался от системы стимулов и поощрений, что может напрямую противоречить концепции выживания. Либо просто совершенно к ней не относиться. Если, конечно, не считать удовольствие необходимым для процесса жизни фактором.

Тут коса находит на следующие камни, порожденные сознанием. Мораль, этику и уголовный кодекс. Удивительный и прекрасный механизм стыда, жемчужины душевного благородства. Или я перегнул? Ладно, пусть стыд будет жемчужиной, милосердие - бриллиантом, а ират Шамаим - святая святых, но это опционально, для верующих людей.

Так вот, влупив косой по камню, можно получить этой же косой по лбу. С разной мотивацией - либо ты пытался вообще эту хтоническую косу о камни обломать, объявив все кругом искушениями, либо пожадничал и хотел скосить всю траву, да под корень, закрывая глаза на неизбежный факт наличия камней.

А дальше фокус в отношении к ударам косой по лбу. Кто-то объявляет близость человека к животному удивительной двойственностью. Особенно классическая литература. Естественную природу человека так и норовят персонифицировать, выделить в отдельное существо. Возьмем (да, мой несуществующий внимательный читатель! Да, ты угадал!) Того же Достоевского. То, что литературоведы окрестили "системой двойников". Вот есть хороший (а иногда не очень) герой, у которого-то его грех тщательно рационализирован или вот-вот будет искуплен. А есть конченная мразь, которая на самом деле - страх и гиперболизация тех самых пороков, которые автор (уже скрывающийся под личиной хорошего героя) выдавил в отдельного персонажа, Ставоргина, князя Валковского или еще какого Свидригайлова. Сейчас не будем поднимать тему их собственной двойственности и проблесков человечности (у кого они есть), а просто попробую довести мысль до конца (что становится уже сложно из-за бессонницы и головной боли). Так вот, эти перевертыши, инверсия процентного соотношения условного добра и зла в человеке, в один голос подводят типичные теоретические базы тех, кто выбирает линию старого и нового хтонического. Любимое "все на самом деле такие же, так чем я хуже" или "а у меня особые обстоятельства, мне можно". И парное ему "знаю, что это плохо, но себе я это "плохое" прощаю, и вообще все осознаю, завяжу, вот только еще разок...нууу, борюсь же!". Финальной стадией, как мне кажется, является потеря даже зачатка критического отношения к своему злу. А нет, все же, себя опровергну сразу: финальная стадия это возведение объективного зла в добродетель. 22 июня это особенно актуально вспомнить. Теперь у нас две такие даты в мире, увы.

И, как мне кажется, очень сложная задача на пути осознания себя - понять, что именно есть твоя "хтоническая" сторона. Что-то плохое легко может восприниматься нормой. Реже - когда нормальное воспринимается плохим. Но тут таится жуткое коварство, то самое искушение, лавушка жокира и мюсли волка, которое частенько пытается тебя спровоцировать выставить нечто плохое и неправильное нормальным. И чем больше ты погружен в самоконтроль и разного рода ограничения, которые наложило твое сознание, чем больше морально-этических камней оно родило и накинуло, чем выше внешний прессинг обстоятельств, тем больше сомнений и фрустрации. Какой кошмар порождают праведные затеи христианского духовенства, например, как легко и незаметно происходит злокачественное перерождение от следования обычным, слабым человеком за неподъемной для него идеей, идущей вразрез с природой. Откат к хтоническим формам этого самого природного, насильственным и уродливым (к тому, что было до обретения человеком сознания, в результате чего появились концепции добра и зла). И в обратную сторону прекрасно работает - как быстро деградирует человек, который следует за привлекательной идеей ослабления сознательного контроля ради удовольствия, прихоти. И что в итоге бывает, когда это сочетается с какой-то из форм власти и идеи собственной исключительности, индивид может стать опасностью планетарного масштаба.

Интересно, на каком этапе своего внутреннего преисполнения в познании, того самого хождения-к-реке я сейчас нахожусь. У меня внутри принято считать, что я достаточно хорошо знаю, что я за человек. А еще я знаю, что есть вещи, о которых бесполезно думать, пока с этим не столкнулся, и даже если ты ограничиваешь обстоятельства, в которых может произойти это столкновение, это не значит, что ты к нему готов или знаешь, как именно оно будет. Ограничивая возможность изучать своего "двойника" можно в итоге круто облажаться или просто лопнуть в какой-то момент, а товарищ Ницше (тут надо найти и поставить гифку с Растом Коулом, который спрашивает Леду "What is that, Nietzsche?" , но мне лень) говоривший про "смотреть в бездну" тоже актуален. Задавшись вопросом изучения хтонической/злой/природной, как угодно называй, части себя, можно нехило на этом погореть, особенно если ты летаешь снаружи всех измерений на пути к реке, набив камни по карманам, а не занят нормальной человеческой деятельностью.


В принципе, этот пост можно иллюстрировать любой картиной Никиты Позднякова, который в последнее время уверенно врывается в мой личный топ современных художников. Ну, правда, хочется какой-то определенной картиной, в метафизическом плане того, что на ней изобразили, но это будет перебором, так что лучше более нейтральную использую, но тоже подходящую к мыслям о копательстве в душе без шелухи.